Алена *Босуэлл* Карпова (bosuell) wrote,
Алена *Босуэлл* Карпова
bosuell

  • Mood:

"Обитаемый остров" Федора Бондарчука

«Последний прогон» фильма перед выпуском его на экраны. В зале сидят осветитель, композитор, звукооператор, режиссер. Осветитель вдруг говорит:
Знаете... я давно хотел вам признаться, но боялся, что вы меня из группы выгоните... Дело в том, что я плохо вижу... к тому же, дальтоник. Я не знаю, как я смог выстроить свет в карттине, как это будет выглядеть на экране....
А я, - говорит композитор, - отродясь ни одной мелодии сам не написал. Все мои пьесы — это полный плагиат. Да и вообще, у меня слуха нет...
Ну, раз так... - подхватывает тему звукооператор, - я тоже признаюсь. Я глухой, хожу вот со слуховым аппаратом... Как я там звук сделал — не представляю.
Режиссер все это слушает, смотрит на экран, дебиловато улыбается и изрекает:
А мне нра-а-авится.......


Это, конечно, анекдот. Однако, ярко вспомнившийся на просмотре «Обитаемого острова». Потому что.... Впрочем, все по порядку.

Как известно, человечество делится на два лагеря: читающих и не читающих. Кроме того, лагерь читающих делится на множество мелких лагеречков: любители и не любители поэзии, серьезной (читай:, философской и теософской) литературы, любители и не любители детективов, фантастики, дамского романа.... Список бесконечен. Я отношусь в этом втором лагере к тому подразделению, которое любит фантастику. И не просто фантастику, а именно Миры Братьев Стругацких. Потому выхода каждой попытки визуализации этих Миров жду особо. Примерно так, как в детстве ждешь Нового Года. И потому, наверное, что ожидание столь длительно, хочется фильм смаковать, как шоколадную конфету или глоток хорошего коньяка. Но: у меня одно видение Мира, у режиссера — другое, у артиста — третье, и получается, что послевкусие подпорчено чужой индивидуальностью. Иногда — меньше (как, скажем, у Тарковского), иногда — больше (“Гадкие лебеди” Лопушанского), но всегда. Потому, встречая гневные рецензии на «Обитаемый остров», я старательно не обращала на них внимания: эти мысли — всего лишь восприятие автором рецензии восприятия авторами фильма далекого Мира, достаточно хорошо прописанного Братьями. А я — человек любопытный, и по поводу чужого творчества предпочитаю иметь свое мнение.

В двух словах: если бы за просмотр «Обитаемого острова» в постановке нежно мною любимого Федора Бондарчука я заплатила своих денег — до утра я не дожила бы. Потому что ночью меня замучило бы большое зеленое земноводное с длинными и холодными лапками. Если же развернуто...

Начну с плохого: фантазия у г-на Бондарчука отсутствует напрочь. Либо, как вариант, он так часто смотрит фантастические фильмы и сериалы, что совершенно не представляет другого изображения чужого мира. И то, что корабль, на котором Максим прилетел на Саракш не напоминает сперматазоида-мутанта из «Матрицы», а скорее похож «на большую прозрачную мину», и то, что город, судя по описанию, скорее напоминает земной мегаполис нашего времени, нежели мегаполис из «Пятого элемента» - это г-н Бондарчук вообразить не может. Не смотря на то, что описание дано прямо в книге: «Город поразил его воображение. Он жался к земле, все движение здесь шло либо по земле, либо под землею, гигантские пространства между домами и над домами пустовали, отданные дыму, дождю и туману», - волею Федора Сергеевича Мак Сим пробирается сквозь шестиуровневые «городские джунгли», застроенные небоскребами, где на уровне двадцатых-тридцатых этажей пролетают «флаера», рельсы «воздушного метро» (или правильнее будет — надземного?) подвешены тоже на головокружительной высоте, а дым, дождь и туман окутывают пространства плотно занятые. В конце концов, я тоже в детстве представляла себе города будущего исключительно в стекле и металле (типа нынешнего здания «Газпрома»). Однако же, г-н Бондарчук продолжает заимствования и создавая образы героев. А вот это уже, на мой взгляд, не просто смешно — это глупо. Ибо не похож Фанк на Зорга (из все того же «Пятого элемента»), никак не похож. Обладает Фанк вовсе не вытянутой овальной физией с челочкой «а-ля Гитлер», а «квадратным шелушащимся лицом и красными отечными глазами».



Гвардейцы (или Легион — в более ранней редакции романа) все-таки, на мой взгляд, не должны настолько напоминать скинхедов с ирокезами, и уж тем более — не должны быть столь истеричны. Они симпатичные ребята, эти самые гвардейцы — если читать книгу, конечно же. Самые обычные, практически ничем не отличающиеся от окружающих. Только, разве что, формой. А неописуемый восторг два раза в сутки испытывает каждый — кто не выродок... У Бондарчука образ гвардейцев живенько вызывает в памяти «The Wаll» с его «Маршем молотков». При этом единственный вменяемый человек — Гай Гаал. Ну, ему положено: он как-никак друг Мака Сима, брат любимой девушки Мака и вообще — очень положительный малый. Ротмистр же Чачу другом главного героя не является — потому, наверное, он все время истерично кричит. Завидует, ага.



Про декорации внутреннего убранства комнат Прокурора (Умника), лаборатории профессора Мегу (Бегемота), жилища Гая и Рады писалось уже много. От себя добавлю: на мой скромный взгляд, у г-на Бондарчука странное представление о роскоши. И еще более странное — о жилище «среднего», не богатого и не бедного, человека. Но это мое личное мнение, и образы, возникающие в моем воображении, наверняка отличаются от тех, что видят другие читатели.

Еще из того, что не понравилось: Василий Степанов в роли Максима. И дело даже не в постоянной улыбке, к месту и не к месту растягивающей пухлые губы мачо, дело не в неестественно белых зубах (хоть сейчас на рекламу «Орбита»), а в его глазах. Голубых, пустых и бездумных. Впрочем, это мое личное восприятие, может быть кому-то он показался как нельзя более подходящим на эту роль. Я не настаиваю. В конце концов, я просто не люблю мальчиков с пухлыми по-девичьи губами.



Ах да, еще голованы. Замечательные, столь любимые мною в детстве голованы. Каюсь, не охота мне сейчас выискивать авторское описание, воспользуюсь статьей в википедии: «Голованы — киноидная (собакообразная) раса с непропорционально большими головами, что и является первопричиной её названия. Живут в норах либо заброшенных подземных помещениях — метро, бункерах. Умеют хорошо лазать по деревьям. Живут сдвоенными семьями. При рождении у щенков перепонки между пальцами. Имеют генетическую память, считают, что до появления на свет голован существует в крови своих родителей. Обладают паранормальными психическими способностями. Одно из местных названий голованов на Саракше переводится как «подземный житель, умеющий покорять и убивать силой своего духа». («Жук в муравейнике»)». Что нам показывает г-н Бондарчук? Нечто среднее между рисунками Босха и оборотнями из недорогих «ужастиков». Зачем? Зачем уродовать собачку? Мне совершенно не ясно.



Еще - постановка драк. Максим — он, конечно, мачо. Он, конечно, и на Пандоре побывал, и тахорга голыми руками завалит — но вряд ли он ездил принимать участие в Mortal Kombat, а потому заимствования оттуда несколько нелепы. А при том, то фигура Степанова далека от восточного изящества — вообще смотрятся глупо. Уж лучше бы он «по-нашенски» крушил напра-нале-во кулачком, размером с головку младенца, да использовал подручные средства типа «рессора от трактора» - было бы натуральнее.



Не понравились диалоги: было ощущение, что я смотрю телеспектакль, а не серьезное кино в которое вложены серьезные деньги.

Не понравилась работа тех, кто делал компьютерную графику: «наложенные» на картинки фигуры героев вызывали ассоциации с неумело исполненным «фотошопным» изображением.
Не понравились «натурные» съемки — стреляющие во все движущееся роботы неубедительны, красоты Крыма пропали в дыму, да и, опять же, вторично: напомнила киношечку про Алису Селезневу «Остров ржавого генерала».

Вызвала дружный смех нашего семейства камера, где у Мак Сима снимали «ментограмму», правда, так и не пришли мы к единому мнению: «Матрица» вдохновила создателей или «Звездный десант».

И очень не понравилось полное отсутствие юмора, присущее всем произведениям Стругацких. Это сложно воссоздать — но можно, я уверена, можно! Хотя бы не забывать о фонетических разногласиях: «на воровском жаргоне "мах-сим" означает "съел ножик".» Кстати, о разногласиях: я понимаю, что изобрести и проработать язык другого народа — занятие, достойное Профессора, но не режиссера, но отправлять Максиму в ухо каплю ртути, чтобы он сразу же начал всех понимать — это как-то... движение по пути наименьшего сопротивления, скажем.

Теперь — о том, что понравилось.

Понравился Петр Федоров (Гай Гаал). Как-то внезапно образ, созданный этим артистом, в сочетании с внешностью совпали почти полностью с моим представлением о Гае. Если покопаться, можно найти некоторые придирки — но зачем?



Понравился Гоша Куценко в роли Вепря. Я бы сказала — неожиданно понравился. Не смотря на его разговорчивость (особенно в сравнении с оригиналом) и наличие второй вполне здоровой руки. Понравился Гармаш в роли Зефа — не смотря на отсутствие огненно-рыжей бороды. Просто наслаждалась игрой самого г-на Бондарчука. А еще, еще.... да и все, оказывается. А жаль — я честно искала хорошее.



P.S. Довольно много встречала рецензий в ЖЖ, начинающихся со слов «Я книгу не читал, потому оцениваю с точки зрения зрителя». В нашей компании тоже оказался человек, который книгу не читал и читать не хочет — не потому, что не любит Стругацких, а потому, что вообще не читает. Его отзыв был короче всего: «Унылое г***». Так что, не понятно мне, для какого зрителя снимал Федор Сергеевич. Впрочем, главный зритель, если верить «Комсомольской правде», одобрил: «МНЕНИЕ БОРИСА СТРУГАЦКОГО: - Фильм понравился, считаю его удачей режиссера. Картина снята очень близко к тексту. Герои, как правило, очень хороши. Особенно меня впечатлили кадры драк и сражений.»

P.P.S. Не смотря на то, что при детальном разборе оказалось больше того, что не понравилось — общее впечатление достаточно хорошее. Уверена — это заслуга актеров. Фильм второй жду и смотреть буду обязательно.

P.P.P.S И на закуску: чудо-техника с Саракша и официальные трейлеры фильма:








Tags: видео, кино
Subscribe

  • Осень

    Ещё недавно ждали: вот-вот будет нежная зелёная дымка, она окутает тонким шёлком каждый куст, каждую веточку, каждую тёмную полянку... Чуть позже в…

  • Подушечка

    сКот Сойер негодовал: занять любимую подушечку стало очень сложно. То на ней храпит наглая собачья морда, блаженно улыбаясь и причмокивая, выжив…

  • Непогода

    Собака Гера дремала, прислушиваясь к постукиванию дождя по окну. Заснуть не получалось: только начнёт затуманиваться разум, как на улице раздаётся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments