Алена *Босуэлл* Карпова (bosuell) wrote,
Алена *Босуэлл* Карпова
bosuell

Categories:

Бельведер в Петергофе

После некоторого перерыва, вызванного путешествием моим из Петербурга в Москву, продолжаю записки о поездке по забытым усадьбам, состоявшейся в марте этого года. Началась она в усадьбе Богословка, откуда постепенно мы выехали на Петергофский тракт, и, посетив Сергиевку, отправились далее - в Петергоф. Но не в хорошо всем знакомый парк с фонтанами, и даже не в Александрию, тоже знакомую неплохо, а во дворец Бельведер.


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Возведён Бельведер был при царствовании Николая I, в 1852 году. Впрочем, неверно будет думать, что до того местность сия была необитаема: история Бабигонской возвышенности, выбранной императором для очередной прекрасной игрушки, уходит в XV век: именно тогда на шведских картах появляется поселение Pappingondo, что означает «Пасторский («Поповский») приход». «При шведскомъ владычестве, поселки Поповой горы получили названіе Папингондо (Papingondo, Pappingondo), что въ переводе значитъ поповскій приходъ. Русскіе, въ’свою оче-редь, принаравливаясь къзвукамъ чуждаго имъ языка, переделали Папингондо въ Бабійгонъ, названіе сохранившееся и до настоящаго времени.»


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Однако, до конца XIX века Бабигонский холм и его окрестности были местами полудикими: небольшие деревеньки, жители которых обязаны были работать на содержании и благоустройстве парков, вовсе не были украшением живописных мест. Александр Павлович кожевников, принятый на работу в Петергофское дворцовое правление в 1843 году, писал: «…постройки по деревням большей частью в безобразном виде, а до 25 домов не способны даже к жительству, которых крестьяне по бедности своей не в состоянии перестроить…». Рапорт возымел действие, и вскоре началась отделка местности: деревни расширялись, перестраивались, крестьяне переезжали из развалюх в новые избы. Планировкой новых деревень в 40-х - 50-х годах девятнадцатого столетия занимались А.И. Штакеншнейдер, И.И. Комаров, Э.Л. Ган.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Петергофское дворцовое правление позаботилось и о духовных потребностях крестьян. 25 апреля 1851 года архитектор А.И. Штакеншнейдер получил распоряжение о строительстве небольшой православной церкви на Бабигонских высотах. Рядом с церковью открыли сельскую школу в специально построенном здании. Деревня расположившаяся у церкви, в которой проживало большинство православных крестьян получила название Костино.

Всего было перестроено 9 деревень, местность около них осушена и разработана в луга и пашни, проведено около 45 верст шоссейных дорог, крестьяне завели свои огороды, хлебопашество было доведено до такого состояния, что Кадастровая комиссия при таксации земель в 1860 году признала урожаи петергофских деревень самыми лучшими в уезде.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В 1844 г. на уступе Бабигонской возвышенности был построен Сельский приказной домик по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Из сохранившейся описи домика следует, что он был двухэтажным и имел два наружных подъезда с колоннами, состоял из семи комнат с 20 окнами. На первом этаже находилась прихожая, зал, в котором на этажерках лежали земледельческие инструменты, и кабинет, где хранились печать петергофских вотчин и 7 планов петергофских деревень. На втором этаже находились передняя и зал. В глубине двора были построены отдельный флигель для кухни, избу для прислуги, сарай для парничных рам и амбар для хлеба. А в 1853 году у императора возникла идея постройки дворца на самой высокой части парка – Бабигонском холме, он вспомнил храм Эрехтейона в Афинах, своей рукой он нарисовал эскиз будущего дворца Бельведер и передал его в с фельдъегерем и указанием о проектировании строительства дворца всё тому же придворному архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Следует отметить, что этот эскиз цел и хранится в архиве музея "Петергоф". Стройка началась в 1853 году, но в 1854 году работы были временно приостановлены по недоставлению из Италии, по случаю военных действий, мраморных колонн. Полностью строительство было окончено только в 1856 году, когда императора Николая I уже не было в живых.

photo_162-166087

photo_162-166089

imgB.asp

Вот как описывает Гейрот А. в 1868 году петергофский Бельведер: «Здание Бельведера двухэтажное, в строгом средне-греческом стиле, основание здания из тёсаного гранита; кругом нижнего этажа всего строения — терраса, обнесенная чугунной решеткой. Вокруг всего верхнего этажа Бельведера великолепная колоннада из 28-ми колонн сердобольского гранита с ионическими белого мрамора капителями. Между колоннами тоже чугунная решетка. Портик переднего фасада поддерживается кариатидами из сердобольского гранита, работы Теребенева; от портика сход в сад по гранитным ступеням. Перед портиком на пьедестале поставлена художественная бронзовая группа, подаренная императору Николаю І-му, в 1854 г. прусским королём. Группа эта состоит из трёх фигур: полулежащего скифа, барса вонзившего в скифа свои когти и собаки, ухватившейся за ухо барса и оттягивающей его в сторону. На пьедестале надпись: «Z. Franz fecit, Fisher fudit», т. е. Франц делал, Фишер отлил. Полагают, что группа эта, присланная во время восточной войны 1854— 1856 г. имела современный аллегорический смысл: Скиф — изображает Россию; барс Австрию, а собака (эмблема верности),— дружественное отношение Пруссии к России. Кроме этой группы, тут же, на уступах лестницы и пьедесталах расставлено несколько мраморных фигур. Впереди Бельведера, на отлогой покатости раскинут сад с древесными, кустовыми и цветочными клумбами.
В саду, по обеим сторонам Бельведера, на двух больших пьедесталах финляндского гранита, поставлены конные группы, изготовленные гальванопластически по модели профессора барона Клодта. В нижнем этаже Бельведера устроена большая белая мраморная зала с десятью колоннами каррарского мрамора, с каннелюрами и коринфскими капителями; колонны величиною семь аршин, а в поперечнике один аршин. Капители колонн замечательны по художественной работе. Пол залы мраморный. Подле зала две небольшие, но изящно отделанные комнаты. В верхнем этаже имеется также большое зало и несколько комнат, богато отделанных. Лестница из нижнего этажа в верхний, хотя и небольшая, но весьма красивая и удобная; кроме того, имеется еще особое подъемное кресло.»


photo_162-166126

К 2014 году утрачены клодтовские кони и бронзовая группа – подарок императору. Нет мраморных скульптур. Подъёмное кресло тоже замечено нами не было. Но сохранились колонны каррарского мрамора на первом этаже и – чудо! – сохранилась античная мозаика, найденная во время раскопок виллы Юпитера на о. Капри в Италии в 18 веке. Утверждают, что изготовлена она в первом веке нашей эры, и по ней ходил сам император Тиберий. Мозаика была куплена графиней Лаваль в Италии и перекуплена у неё императором Николаем I с тем, чтобы разместить её в библиотеке Малого Эрмитажа. Однако, по просьбе Штакеншнейдера, мозаику привезли в Петергоф: в центр зала первого этажа Бельведера. Вторая такая же мозаика, найденная там же, находится в предалтарной части Церкви "Сан Стефано" на о. Капри. Эта церковь вместе с мозаикой до сих пор является одной из достопримечательностей о. Капри и действует по сей день.

photo_162-166133

photo_162-166126

photo_162-166132


Посмотреть на Яндекс.Фотках

После смерти Николая I дворец использовался как домик для охот и пикников. Русский писатель Григорович возил в 1850-х гг. А. Дюма посмотреть Бельведер. «Мы вновь сели на дрожки, закончили объезд островов и велели доставить нас к Бельведеру. Бельведер - последнее творение императора Николая; своей всемогущей рукой он замесил бронзу и гранит, как другой замешивает гипс и кирпич. К несчастью, это подано в стиле, внушающую больше мысль о мощи, нежели о вкусе. Поднятый на малом холме у деревни Baby-Gony - Бабы-Гони [Бабигон]; проясняю возможную этимологию ее названия - Бельведер по сравнению с ней огромен почти так же,» - писал Дюма во впечатлениях от поездки в Россию.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вскоре стенам Бельведера суждено было увидеть настоящую страсть и стать хранителями любовных признаний… ««Сегодня, увы, я не свободен, но при первой же возможности я женюсь на тебе. Отныне я считаю тебя своей женой перед Богом, и я никогда тебя не покину,» - в пылу любовном сказал проживший на свете почти пятьдесят лет Александр II юной княжне Долгорукой, ставшей в ту ночь его фавориткой. Через несколько лет, после кончины Марии Фёдоровны, законной супруги императора Александра, пылкий любовник сдержал слово: Екатерина Долгорукая стала его женой перед Богом и людьми. Она пережила своего мужа на 40 лет, подарив ему четырёх детей

photo_162-166150

tmp60imhw

После революции 1917 года в Бельведере находилась здравница Академии Художеств. Побывавший в ней Георгий Иванов в рассказе «Карменсита» пишет:
Я жил в доме отдыха, осенью, в Петергофе в 1920 году. Я пользовался этой пролетарской санаторией впервые и, признаюсь, с удовольствием. Даже больше, с некоторым ощущением «волшебного сна»... Посудите сами, девятьсот двадцатый год, холод, вобла, продовольственные карточки с знаменитым тридцать третьим купоном на гроб.— и вдруг, с самого утра, в натопленной столовой, на чистой скатерти горячий кофе — и настоящий притом.— и молоко (тоже настоящее), и сахар, и бутерброды... эти, впрочем, не всегда настоящие: иногда вместо сыра и колбасы на них была пленка черной, клейкой, пахнущей рыбьим жиром массы — моржевины...
<…>Фавны и купальщицы грустно глядели белыми глазами в светлое северное небо. Статуями этими, впрочем, любоваться рекомендовалось издали. Если подойти близко — то во рту одной торчал лихо залепленный окурок, другой приделаны запорожские усы, а третья не удовлетворила, должно быть, какого-нибудь отдыхающего пролетарского эстета условностью изображения, и он при помощи красного и синего карандаша бойко пририсовал ей все, что для полной натуральности ей недоставало.<…>
Бельведер. Вероятно, и не все петербуржцы знают его. Об остальных россиянах и говорить не приходится — не слышали, наверное. А между тем это, по справедливости, одно из красивейших, поэтичнейших мест в мире.
Очень высокий обрыв. Вы незаметно приближаетесь к нему — местность повышается так отлого, что, придя к цели, вы поражены: вы просто гуляли и вдруг оказались на «чудной высоте», высоко над какой-то равниной, за которой зеленеет море и видно на десятки верст кругом. Налево медное солнце садится за кажущимся черным скалистым островом Кронштадт; направо, вдали, то же солнце последними лучами играет на золотом куполе Исаакия. А видите вы все это не просто с обрыва, а с широкой площадки огромного мраморного храма, у подножия которого цепенеют в памятных петербуржцу позах бронзовые кони и всадники Клодта, кстати, знаменитые в копии. Подлинники этого «ложноклассического» шедевра не те, что на Фонтанке, а именно эти, у Бельведера. <…>
Итак, закат, морс, широкий вид, золотой купол Исаакия вдалеке, ионические колонны, черные кони, встающие на дыбы, и полное безлюдье кругом. Чтобы дать понятие о непосещаемости этого места, скажу, что ни одной похабной надписи ни синим, ни красным карандашом я не встретил на серо-розовой мраморной облицовке Бельведера — вещь по тем временам неслыханная.»



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В военные годы Бельведер вовсе не стал счастливым исключением и сильно пострадал во время оккупации. Интерес к нему возрождается в середине ХХ века: дворец реставрируют, и одновременно с ним строится полуциркулярный корпус санатория. В конце советского периода профилакторий «Бельведер» принадлежал организации «Ленлес», но финансы у «Ленлеса», как и у многих других, вскоре иссякли, и комплекс начал ветшать и разрушаться. Однако, в отличие от, скажем, дворца в Ропше, Бельведеру повезло гораздо больше: прекрасное место, лёгкие подъездные пути, красивые и удобные поля Лугового парка привлекли внимание бизнесменов, и в середине 1990-х годов была организована фирму "СК Питер-Гольф", заключившая инвестиционный договор с администрацией Петербурга на организацию гольф-клуба на территории Лугового парка в Петродворце. Согласно инвестиционному договору, фирма должна была отреставрировать дворец, обустроить зону отдыха с гольф-полями и осуществить реконструкцию спального комплекса (площадью 2316,3 кв. м), превратив его в пятизвездную гостиницу. После выполнения договора фирма брала в аренду на 49 лет павильон Штакеншнейдера, а здание спального комплекса переходило в собственность фирмы.
Далее, с переывами шел процесс реставрации, суды, снова реставрация и т.д. На 29.07.2013 конфликт http://www.nsp.ru/nums/24330.html продолжался.

На данный момент на сайте гостиницы предлагают множество услуг: от свадебных церемоний до аренды дворца для банкетов и праздников. Про игру в гольф упоминаний никаких.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Использованы материалы с сайтов:
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%D0%B0/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D1%84%D0%B0._1501-1709
http://niz-sch.lmn.lokos.net/about/2012-02-22-07-11-02
http://www.belveder.ru/index.php?id=31
http://osteoxondros.ru/forum/showthread.php?t=617


Предыдущие остановки:
Раз
Два
Три
Четыре
Пять
Шесть

Окончание следует...
Tags: Ленинградская область, Петергоф, дворец Бельведер, прогулки
Subscribe

  • Гатчинские уточки

    Основное украшение Гатчинского парка - это не дворец, не павильоны, не парковые скульптуры - это пруды. Большие, красивые, с идеально прозрачной…

  • "Лунный папа" (1999 год)

    В последнее время редко хочется говорить про фильмы. Ну, посмотрел и посмотрел - так, фончиком, поскольку всматриваться не во что. "Лунный папа"…

  • Московские каникулы.

    Кто как отмечает юбилеи: кто-то дома, в кругу семьи, кто-то в ресторанах или барах, кто-то на даче... А я вот в этот раз поехала в Москву: город…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments