Алена *Босуэлл* Карпова (bosuell) wrote,
Алена *Босуэлл* Карпова
bosuell

Categories:

Усадьба Марьино

Недалеко - по современным меркам - от Петербурга расположилась усадьба Марьино: единственная сохранившаяся из многочисленных дворянских усадьб, находившихся вдоль Московского тракта.

История этого имения, названного по имени своей первой владелицы, баронессы Марии Строгановой, начинается в первой половине XVIII века: в 1726 году она приобрела 10 деревень и две пустоши возле извилистой реки Тосны, тогда же возводятся первые усадебные постройки. К началу XIX века имение перешло в собственность графа П.А.Строганова, а от него - после его смерти - к его вдове, Софье Владимировне Строгановой, при которой усадьба получает своё современное имя (Марьино) и входит в пору расцвета...

вид на усадьбу 1814-1819гг



Графиня Строганова сразу заказала проект новой усадьбы своему домашнему архитектору, профессору Императорской Академии художеств, бывшему крепостному из Нового Усолья, А.Н. Воронихину, которого считала лучшим современным зодчим «не хуже Томона». Он успел сделать первый проект дворца, заложить основу гидротехнической системы и спроектировать строительство дорог, ведущих к Московскому тракту. После его внезапной смерти 21февраля 1814, строительство продолжили его ученики И. Колодин, С. Лукин, Х. Мейер, А. Никитин, П. Иванов, И. Тунёв, П. Садовников По проекту Мейера, господский дом должен был быть построен в виде круга, символизирующего солнце: усадьбу задумывали как мемориал в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Однако, этот план не был утверждён, и дом строится по чертежам Колодина: более сдержанное полукруглое здание в классическом стиле.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Выбор более скромного проекта был оправдан: в графиня потеряла почти одновременно мужа, свёкра и сына. При этом супруг её, скончавшись, оставил вдове немалые долги. Поэтому, приступая к перестройке дома и сада, Софья Владимировна явно видела перед собой не загородную дачу для увеселений, а добротно возведённое хозяйство, способное упрочить пошатнувшееся благосостояние старинного рода.

Первым создателем английского парка в Марьино был англичанин Пигг (Пигамм), который в 1814 году организовывал «корчевание более 200 деревьев и подвозку бревен на указанное им место у каменного дома». Он же занимался разбивкой дорожек в английском саду и посадкой новых растений.

С 1816 г. в Марьине работал талантливый планировщик садов и парков, в том числе в Царском Селе и Петергофе, архитектор А. А. Менелас (1753 - 1831). За два года он преобразил прилегающую к дворцу территорию: отвел шоссе Петербург - Москва за Поваренный ручей, на ручье устроил систему прудов и мосты, разбил сады и парк, упиравшийся на юге в Крутой ручей, построил парадные въездные ворота из землебитного кирпича по технологии архитектора Н.Львова (Приоратский замок в Гатчине).

Начиная с 1823 г., в Марьино плодотворно работал архитектор (также из крепостных крестьян) Петр Семенович Садовников (1796 - 1877). Здесь он построил 15 каменных и деревянных зданий, внес изменения в интерьеры усадебного дома. В письмах графини С. В. Строгановой к управляющему имением Ф.С.Мельникову отражено ее доверительное и уважительное отношение к Садовникову. Петр Семенович помогал владелице Марьино в организации "практической школы земледелия и ремесел", составляя проекты и сметы на строительство самой школы, мельницы, птичьего двора.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Начало работ, превративших Марьино в образцовое имение, связывают с именем Александра Зандрока, землемера, поставившего организацию местного лесного хозяйства на научные «рельсы». Впоследствии использование графиней многочисленных технологических новшеств было отмечено золотой медалью Общества поощрения лесного хозяйства. В результате такого подхода путевку в жизнь получил также известный в будущем лесовод Александр Теплоухов, отправленный хозяйкой на стажировку в Германию и с блеском применивший полученные знания по возвращении в Россию.

На территории усадьбы находились кирпичный, изразцовый и глинобитный заводы, которые обеспечивали владельцам неплохие заработки. Одной из статей дохода была продажа дров, строительного леса, плетёных ивовых корзин «на французский манер», овощей, ягод и фруктов из теплиц, горшечных и кадочных цветов из оранжерей. Особой популярностью пользовался швейцарский сыр, который поставляли в столичные города. Его производителем был лейб-медик графини Строгановой, швейцарец К. Штаубе. Со своей родины он привёз в Марьино пятнадцать тирольских коров, из молока которых производил высококлассный сыр. Как член Императорского Вольного экономического общества графиня создала в усадьбе хлебные запасные магазины, тем самым, помогая правительству бороться с голодом и бедностью в неурожайные годы.Конного завода в усадьбе не было, но более сорока лошадей разных пород находилось в марьинских конюшнях. Это были рабочие лошади, скаковые, упряжные, коллекционные.После смерти графини С.В.Строгановой Марьино развивалось как охотничье хозяйство, которым управлял внук графини князь П.В.Голицын, президент Придворной конюшенной конторы, член Императорского скакового общества.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

По отзывам современников, жизнь в Марьино текла весело: «отличные музыканты и песенники, оживленные балы, многочисленные кавалькады, катанья на воде, фейерверки, иллюминации, всевозможные увеселения разнообразили ее постоянно».

В "Записках" композитора М. И. Глинки есть рассказ о поездке в Марьино (1828 г.) и постановке там сцен из "Севильского цирюльника" Россини, где автор пел партию Фигаро, С. Голицын - Бартоло, Ф. Толстой - Альмавивы.

Занимаясь внутренней отделкой, Софья Строганова следовала своему желанию создать роскошный интерьер. В итоге, потолки были расписаны гризалью (Дж. Скотти), а убранство составили скульптуры, картины и бронзовые изделия из родового дома на Невском проспекте. Именно так в этих удаленных деревенских краях появились картины кисти итальянских, испанских и голландских мастеров XVII века. Параллельно велось развитие инфраструктуры: построены внутриусадебные дороги, ферма, дом для мастерских ремесленников, прорыты каналы для осушения лесов и т.п. – работа кипела, и во главе этого процесса стояла графиня Софья Строганова.

В Марьино ее нередко навещали члены императорской и великокняжеской семей Александра I и Николая II, приезжавшие сюда поохотиться. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Не случайно, что к началу XX века в нем стали заметны следы запустения и разрушения.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

После революции богатые коллекции предметов искусства покинули усадьбу - их увезли в Государственный Эрмитаж. Сама же усадьба переходила из рук в руки, пока не досталась Русскому музею. Впрочем, не надолго: в 30-е годы произошел конфликт между руководством музея и деревенскими крестьянами, в результате которого Марьино приобрело нового владельца в лице Геологического института. Все эти перипетии, плюс Вторая Мировая война, привели к тому, что от былого облика усадьбы Марьино мало что осталось. И не известно, как сложилась бы далее её судьба - возможно, её ждало практически полное разрушение, как Ропшинский дворец, например, или усадьбу Демидовых в Тайцах, но в 2008 году её приобрела в частное владение хозяйка салона "Петербургский художник" Галина Георгиевна Степанова.

uc

Вокруг её имени гуляет множество сплетен - в первую очередь, из-за того, что она не афиширует источники доходов на возрождение и содержание усадьбы, но пусть сплетни остаются на совести их разносящих. Самое главное: усадьба живёт, становясь с каждым годом всё краше. И раз уж государству нет дела до старинных усадьб - пусть ими занимаются меценаты. Тем более, что Г.Степанова не прячет Марьино за огромными заборами и вратами с семью печатями: вход открыт каждому. А для особо желающих - в усадьбе можно пожить несколько дней, отпраздновать семейные торжества, сыграть свадьбу. Правда, удовольствие это будет не дешёвое, номера в отеле стоят от 8000 рублей, на остальные услуги - прайс-лист в сети ищется легко. Так же устраивают гуляния на Масленицу, Пасху и прочие праздники: тоже не дёшево, но, по отзывам присутствовавших, красиво и интересно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В подвалах усадьбы, говорят, существует музей, в котором можно насладиться предметами старинными, но я в нём не была: для его посещения нужна другая экскурсия.

Руины церкви Святой Троицы близ господского дома Марьинской усадьбы наглядно демонстрируют, что было бы с усадьбой, если бы не... Будут ли они реставрироваться - не совсем понятно: какие-то доски и цементные кучи рядом с ними есть, но особой активности рабочих замечено не было. Возможны два варианта: либо ещё не дошли руки, либо (что будет печально) реставрация будет сильно поверхностной: насколько я смогла найти информацию, церковь не входит в приобретённые меценатом Г.Степановой земли.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Церковь на этом месте была построена ещё в XVIII веке, но до наших времён она не сохранилась: в 1828 - 1831 гг. ее перестроил архитектор Петр Семенович Садовников. Новая церковь была выстроена в форме ложной английской готики, и освящена 7 октября 1831 г. в честь Святой Троицы.

images

Она представляла собой однонефную базилику (прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части - нефы), ориентированную по продольной оси с запада на восток. Наружные углы здания "закреплены" пилонами (массивными столбами).

Фасады церкви облицованы "алым" кирпичом крестовой кладки, прорезаны белыми вертикалями пилонов и пилястр. Оконные переплеты были заполнены витражами цветного стекла в оправе резных горбыльков из ясеня, восточная часть венчалась невысокой, округлой восьмиколонной ротондой, над западной частью возвышалась двухъярусная колокольня, белые стены которой прорезались четырьмя узкими стрельчатыми проемами "звона". При возвышении над трапезной колокольня была украшена четырьмя остроконечными пирамидами, а у основания купола - восемью такими же пирамидами, но меньшего размера. Силуэт восьмигранного купола с "короной" из малых башенок эффектно выделялся на окружающем пейзаже.

Внутренние помещения церкви во имя святой Троицы спланированы были предельно лаконично, она являлась не только культовым сооружением, но и фамильной усыпальницей: под полом первого этажа {приделов} имелись подземные камеры - склепы. Стены церковного зала, перекрытого стрельчатым сводом, были украшены пилястрами с богатым, изысканным лепным декором. Высота зала достигала девяти метров.

церковь св. троицы

Возможно, что в 1830 г. именно за успешную перестройку церкви крепостной архитектор П. С. Садовников после 27 лет службы у Строгановых получил "вольную", скорей всего при содействии Софьи Владимировны Строгановой.

В 1837 г. в южном приделе церкви у восточной торцевой стены был установлен мраморный монумент в память Василия Сергеевича Голицына, зятя Софьи Владимировны, умершего в Париже в 1836 году. Ему, после кончины своего мужа П.А.Строганова, графиня вверила управление делами по всем своим имениям, включая Марьинское. Он же был директором земледельческой школы в Марьине и надежным помощником Софьи Владимировны во всех ее начинаниях.

Справа в церкви находилась капелла (небольшое отдельное помещение) с образами превосходной живописи на боковых стенах и с мраморной доской на средней стене с надписью, что здесь покоится прах князя {В.С. Голицына} (1794 - 1836).


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Красный мост в усадьбе Марьино - "новодел". Говорят, что именно здесь во времена оны проходила граница меж шведскими и русскими землями - и потому, дескать, мост окрашен столь ярко. Правда ли, нет ли - не знаю. Но мост очень симпатичный, вполне стоит того, чтобы на него полюбоваться.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Эта идея мне очень понравилась: репродукции не только украшают парк, но и дают возможность представить, как выглядели сии места при "старых барах".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Львы, лягушки и другая живность усадьбы:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

И цветы... Мы были в пору цветения крокусов. А летом, по отзывам, парк превращается в большой розарий...


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Использована информация с сайтов:
http://www.usadbamaryino.ru/history
http://tosno.allnw.ru/social/maryino.html
http://wikimapia.org/11319167/ru/%D0%A3%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D0%BE
http://www.ipetersburg.ru/guide/places/marjino/
http://wikimapia.org/11319204/ru/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Tags: Ленинградская область, усадьба Марьино, фото
Subscribe

  • Осень

    Ещё недавно ждали: вот-вот будет нежная зелёная дымка, она окутает тонким шёлком каждый куст, каждую веточку, каждую тёмную полянку... Чуть позже в…

  • Подушечка

    сКот Сойер негодовал: занять любимую подушечку стало очень сложно. То на ней храпит наглая собачья морда, блаженно улыбаясь и причмокивая, выжив…

  • Непогода

    Собака Гера дремала, прислушиваясь к постукиванию дождя по окну. Заснуть не получалось: только начнёт затуманиваться разум, как на улице раздаётся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments