Алена *Босуэлл* Карпова (bosuell) wrote,
Алена *Босуэлл* Карпова
bosuell

Categories:

Деревня Киндасово

Есть в мире Габрово, о простодушных и незадачливых жителях знают все. А про похожих обитателей Карелии слышали очень немногие. Странное это дело, ведь уже более тридцати лет в июне месяце со всего мира съезжаются на берег Шуи на фестиваль юмора. Но и в другие дни-недели киндасовцы гостям рады... правда, встретить могут со скалкой и автоматом, но это они не со зла, это они границы свои охраняют - мало ли кто явится, вдруг враги-супостаты какие?!

7T4sXy-Mfzw

14BkJ9WODY4

Но беспокоиться не о чем: строгие пограничники обычно быстро разбираются в ситуации - и становятся радушными, очень гостеприимными хозяевами, которые и истории расскажут, и песен споют, и чаем угостят... Но не будем забегать вперёд! Итак, Киндасово - деревня не юная, постарше многих будет. Первые упоминания о ней в официальных бумагах относятся аж к 1496 году: она тогда была только что основана (считалась починком) и единственным жителем ее был крестьянин Офоноско, который сажал так мало («четвертку ржи»), что она не была занесена в подати как самостоятельная единица. Если спросить местных жителей (которых, кстати сказать, очень немного), откуда взялось такое название, они, не задумываясь, объяснят: киннас — по-карельски означает рукавица. Они связывают его с легендой. «Мужик шел по домам и спросил: „Как деревня называется? Ну, раз не знаете...“ — и он бросил рукавицу на землю и сказал по-карельски: „Kindahat“. И с тех пор образовалось Киндасово». Жители говорят, что «если ехать по дороге вдоль деревни, то после реки в сторону уходит поворот с несколькими домами и это выглядит на как палец рабочей рукавицы». Кроме того, они вспоминают, что в деревне занимались вязанием перчаток. Но это не единственное предположение: доктор филологических наук, лингвист Ирма Ивановна Муллонен считает, что название может происходить от слова "сугроб" или "возвышенность, пригорок": киннос. Она же предполагает, что ему близко слово кенття — ровное место, связанное как с сельским хозяйством, так и с поселением, а так же вполне вероятно, что это могут и более древние, саамские корни: киндас, киндис (как и прибалтийско-финское прилагательное kiinteȁ - тесное, узкое место) означает бурное, многоводное течение реки, что и наблюдается в этом месте Шуи («Возможно, Киндасом назывался один из порогов или быстрое течение». Есть ещё предположения, связанные уже со шведами: «kung» (швед.) — король, «ovo» (лат.)- торжественно входить в город. Проходящие шведы (а то и викинги) могли пометить дома Киндасово как имущество конунга: «kung»; на славянский манер новгородские писари учли деревню как «Кинд-аз». Не стоит забывать, что «ovo» (лат.) — яйцо, может речь идет о королевской лысине. А есть и такая легенда: первая жительница деревни по имени Кинда для защиты посевов от мышей и прочих любителей полакомиться чужим урожаем приручила сову. И возможно, Кинда и Сова дали деревне современное наименование «КиндаСова». В общем, как говорится, дело ясное, что дело тёмное - давно это было, ещё и деды наших дедов не родились: впервые деревню нарекли этим именем в 1563 году (до того местечко прозывалось Ит-наволок). Особого процветания, не смотря на удачное расположение (на перекрестке водного пути по реке Шуе и сухопутной дороги от Пряжи к Сямозеру) деревня не знала, но всё же, по мнению бывших киндасовцев, жизнь в деревне была хорошей. «В каждой семье имелась лошадь». Но самое большое богатство киндасовцев - это их чувство юмора, гостеприимство и готовность превратить каждый день в праздник. Даже самый серый и дождливый день - в этом мы убедились сами!

DSC05132

Это единственный в мире памятник Рабочей Рукавице. Автор его - заслуженный художник Республики Карелия, скульптор Эдуард Григорян, а открыт памятник почти десять лет тому назад. Киндасовцы утверждают, что если потереть Рукавичке нос (или большой палец) - все желания сбудутся. Вот прям вот все, ага! Вот одна туристка так нос Рукавичке потёрла-потёрла - да и миллион выиграла! Короче говоря, всем настоятельно рекомендуют халявой воспользоваться... Мы на всякий случай послушались - а вдруг... у самих-то киндасовцев, видно же, хотелки сбываются, вон они все какие весёлые да задорные!

DSC05134

DSC05134-1

Эх, жаль, что приехали мы под таким ливнем - пришлось под крышу прятаться. Но и там гостеприимные хозяева скучать не дали: инструменты народные показали, байки рассказали, песен спели, а напоследок чаем напоили - вкусным, со смородиновым листом и другими травками. Кстати сказать, я впервые слышала кантеле не в записи - это чудо что такое! Мало что сравнится с ним по красоте звука...

DSC05144-1

DSC05157

На видео ниже Матти исполняет одну из карельских рун. Правда, первые секунды не в фокусе, уж извините.. фиговый из меня видеооператор...



Байки о Киндасовцах пользуются вниманием и издаются книжками аж с XIX века, когда известный путешественник Лесков Н.Ф. в своём докладе о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 года пишет: «Дорогой въ Святозеро я зашелъ въ одну неболшую деревеньку Киндазъ-Рукавица. Почему-то жители этой деревни служатъ предметомъ постоянныхъ насмѣшекъ сосѣдей-кореляковъ; о нихъ ходитъ много всякихъ анекдотовъ, напоминающихъ отчасти пошехонскіе разсказы…». А в ХХ веке, в 1972 году, впервые выходит сборник "Kaskuja. Были и небылицы". Замечательный, надо сказать, сборник - переиздание его мы приобрели в киндасовской лавочке. Для личного, так сказать, пользования. Ну, если кто почитать захочет - подумаю, может и дам на время... А байки о себе киндасовцы ценят, даже клуб ими украсили!

DSC05159
Дело было зимой. Пошел киндасовский мужик в Пряжу в гости. Наказывают ему другие, чтобы заодно узнал, что делают в Пряже. (Каждый раз идти узнавать стыдно. Смеются в Пряже).

Приходит мужик в Пряжу, а там у одного хозяина лошадь подохла, шкуру снимает. Киндасовец говорит: — Бог в помощь труженику!

— В самый раз была бы помощь, — отвечает тот.

Гость спрашивает, не может утерпеть: — Что это, — говорит, — ты зимой, в самый извоз, коня зарезал?

— Нынче, — отвечает то, — лошадиные шкуры в Петрозаводске в большой цене. За одну шкуру можно на десять лошадей денег выручить. У нас почти все лошадей зарезали.

Мужик скорей побежал домой (гостить некогда!). Пришел домой, свою лошадь зарезал, шкуру снимает, некогда и другим сказать. Пришли мужики со всей деревни.

— Что ты там видел? — спрашивают.

— В Пряже, — говорит, — лошадей режут, шкуры в Петрозаводске дорого ценятся. Вот я зарезал свою лошадь, съезжу, продам шкуру, выручу не на одну лошадь!

Мужики разбежались по домам, всех лошадей зарезали. Настала весна, а в деревне ни одной лошади, пахать не на чем...

В ту весну на коровах пахали.


Хорошо там было, весело и вкусно... Но нельзя же гостить вечно - нас ждала дорога в Петрозаводск. Пришлось прощаться... Выглянули мы напоследок в Окно в Европу - да и пошли в свой автобус. Всё равно за этим ливнем мало что в той Европе разглядишь.

DSC05161-1

DSC05161-2

Больше фото здесь.

Начало путешествия здесь

Продолжаем путешествие: Доможирово
Александро-Свирский монастырь , Олонец, Олонецкий музей карелов-ливвиков , Петрозаводск. Немного истории , Петрозаводск не заводской. , Онежская набережная , Кижи




Tags: Карелия, Киндасово, отпуск, путевые заметки, путешествия, фото, экскурсия
Subscribe

  • Подушечка

    сКот Сойер негодовал: занять любимую подушечку стало очень сложно. То на ней храпит наглая собачья морда, блаженно улыбаясь и причмокивая, выжив…

  • Непогода

    Собака Гера дремала, прислушиваясь к постукиванию дождя по окну. Заснуть не получалось: только начнёт затуманиваться разум, как на улице раздаётся…

  • Тихий трамвай.

    Трамвай подошёл почти бесшумно - где оно, привычное позвякивание, постукивание, погромыхивание? Где стремление развалиться на ходу, отбросить, как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment